Законодательство
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
Статьи
Минфин
МИД
ЦБ РФ
Госкомстат
РФФИ
Налоги, бухгалтерский учет, арбитраж - еженедельный обзор
  • СТАТЬИ
    Автор : юрист АБ "Яктиор" Манухова Властислава

    Аннотация:

    Актуальность данной темы состоит в том, что существуют определенные сроки для обжалования Решений, и чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда в результате пропуска срока на обжалование, придется перечислить в бюджет сумму, которая неправомерно рассчитана налоговыми проверяющими, мы и предлагаем Вашему вниманию данную тему.

    Интерес к данной теме сопровождается еще и тем, что с 01 сентября вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ), нормы которого существенным образом изменили арбитражное судопроизводство.

    Опубликовано: 20.11.02

    О процедуре обжалования Решения налогового органа, вынесенного в результате проведения выездной налоговой проверки.

    Тот факт, что точку в споре с налоговым органом в большинстве случаев ставит суд не вызывает ни у кого сомнения.

    Но начнем с самого начала.

    Судебный спор возникает в результате вынесения налоговым органом одного из видов Решения, либо - Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо - Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отличие данных формулировок в решении налогового органа заключается в том, что в первом случае в заключительной части Решения налогоплательщику предлагают перечислить в бюджет недоимку по налогам и пени, а также начисленные в соответствии со ст.120, ст.122 Налогового кодекса РФ штрафные санкции. В случае, если налоговые органы не начислили штрафных санкций, но выявили недоимку по налогам, то они выносят Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

    Любое Решение налогового органа налогоплательщик получает по правилам, установленным в части первой Налогового кодекса РФ. Данное Решение является ненормативным актом государственного органа, которое налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган или суд, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такой акт нарушает их права (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

    Порядок, сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, а также порядок и сроки рассмотрения жалобы установлены Налоговым кодексом РФ.

    Что касается судебного обжалования ненормативного акта государственного органа, то в Налоговом кодексе есть отсылка к правилам, установленным гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством.

    И какая процедура ожидает налогоплательщика в арбитражном суде, об этом и пойдет речь дальше.

    Как мы уже сказали с 01 сентября 2002г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Согласно нормам старого АПК РФ арбитражное судопроизводство возбуждалось на основании искового заявления, поданного в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Сейчас, согласно правилам нового АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконным решения государственного органа.

    Старый АПК РФ не устанавливал сроков для обжалования Решений государственных органов. Теперь, в случае несогласия с Решением налогового органа, заявление должно быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов. По общему правилу днем, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, является день вручения налогоплательщику Решения, либо седьмой день после отправки Решения по почте в адрес налогоплательщика. На это, обращаем Ваше особое внимание, так как порой принятие решение руководителем о дальнейших действиях налогоплательщика затягивается на неопределенное количество времени. Теперь решения должны приниматься достаточно оперативно, чтобы не пропустить срок для подачи в арбитражный суд заявления о признании ненормативного акта государственного органа недействительным.

    В связи с введением в действие нового АПК поменялось и положение о представительстве в арбитражном суде. Если ранее, представителем стороны в процессе мог быть любой человек с надлежаще оформленной доверенностью, то в силу положений ст.59 нового АПК РФ представителями организаций в арбитражном суде могут выступать по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты.

    То есть, если в Вашей организации отсутствует юрист со знанием налогового права и опытом ведения дел в суде, то Вам необходимо будет воспользоваться услугами адвоката.

    Согласно Федеральному Закону № 63-ФЗ от 31.05.02г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» статус адвоката в Российской Федерации имеет лицо, успешно сдавшее квалификационные экзамены в Адвокатской палате субъекта РФ.

    Учитывая, что в настоящее время еще не создана Адвокатская палата и не организованы квалификационные комиссии, получение статуса адвоката «повисло в воздухе». По предварительным данным Адвокатская палата будет организована к концу 2002г., что позволит многим юристам, отвечающим требованиям вышеназванного Закона получить статус адвоката. На сегодняшний день необходимо выходить из сложившейся ситуации способом, прописанном в новом АПК РФ.

    Иногда неправомерность актов, решений налоговых органов приходится доказывать достаточно долго, так как решение суда первой инстанции также можно обжаловать в вышестоящую инстанцию. Судебный процесс может быть искусственно затянут, и в это время, налоговые органы могут воспользоваться своим правом на списание недоимки по налогу и пени в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения. Однако, незаконного списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика можно избежать, если передать в суд ходатайство об обеспечении иска. Раньше этот вопрос решался достаточно просто. По заявлению стороны , судья, в отсутствие сторон спора, выносил определение по результатам рассмотрения заявления.

    Согласно нормам нового АПК РФ мерами обеспечения иска в споре с налоговым органом могут быть: запрещение налоговому органу или другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора; либо, приостановление взыскания по оспариваемому налогоплательщиком исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении. Кроме этого, появилась новая процедура – предварительные обеспечительные меры. Согласно ст. 99 АПК РФ Арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.

    Заявление об обеспечении имущественных интересов подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя.Такое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

    Арбитражный суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Размер встречного обеспечения может быть установлен в пределах имущественных требований истца, указанных в его заявлении, а также суммы процентов от этих требований. Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований. О встречном обеспечении арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления в суд заявления об обеспечении иска. В определении указываются размер встречного обеспечения и срок его предоставления, который не может превышать пятнадцать дней со дня вынесения определения.При представлении в арбитражный суд документа, подтверждающего произведенное встречное обеспечение, или по истечении указанного в определении суда срока его представления арбитражный суд не позднее следующего дня после дня поступления такого документа рассматривает заявление об обеспечении иска в порядке, установленном статьей 93 АПК РФ. Неисполнение лицом, ходатайствующим об обеспечении иска, определения арбитражного суда о встречном обеспечении в срок, указанный в определении, может быть основанием для отказа в обеспечении иска.

    Надо отметить, что понятие встречного обеспечения появилось только в новом АПК РФ. Возможно, что практика судопроизводства пойдет по тому пути, что необходимо будет выполнять правила встречного обеспечения.

    В одном из выпусков нашей рассылки мы уже говорили об определении Конституционного суда РФ, в котором идет речь о возможности взыскания сумм вознаграждения представителей налогоплательщиков в арбитражном споре с налоговым органом в случае признания решения налогового органа недействительным.

    Нормами нового АПК РФ также предусмотрено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

    В силу положений ст.110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Вопрос о распределении судебных расходов по спору решается в том же судебном процессе.

    И в заключение необходимо сказать о самой процедуре проведения судебного заседания по рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов.

    Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    Как и ранее, по нормам нового АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

    Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственного органа подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.